Responsive Ad Slot

Из цикла "Неведомое"

Обзор прессы

О сайте

Из религиоведческого экспертного заключения буддолога - А.В. Парибок

13 ноября 2011 г.

...Излагаемое в этих изданиях учение почти во всем существенном принадлежит буддизму...

Главное содержание книг “АУМ Синрикё” – это наставления по второму большому разделу буддийской духовной самокультуры – развитию духа (или сосредоточения), адхичитташикша.

Некоторые из описываемых методик общебуддийские, другие практикуются только в центрально-азиатской форме буддизма.

Названия практик – исконно санскритские, а не переводные или более известные ныне тибетские (например, “цандали”, а не “тум-мо”). Некоторые отклонения от обычной буддийской фразеологии заметны и объяснимы регионом, где занимался личной духовной практикой основатель направления Сёко Асахара, ибо в Гималаях аскеты и йоги уже более тысячи лет не придают большого значения различию буддийской и индуистской терминологии; такое наблюдалось уже в случаях некоторых прославленных святых, чтимых и в индуизме, и в буддизме...

Утверждение о синтезе в “Учение Истины АУМ” нескольких крупных религиозных традиций, в том числе христианства, не может трактоваться как синкретизм и создание новой религии, так как единство перечисляемых религии усматривается в данных изданиях на основе буддийских представлений: буддийскую истину стараются обнаружить в христианстве и других направлениях. Для всякого компетентного буддиста, имеющего религиозное образование, господин Сёко Асахара несомненно является так называемым “великим достигшим” – сиддхой или махасиддхой

Таким образом, проповедуемое учение можно квалифицировать как одну из конкретных форм буддизма, т.е. религии, исповедуемой традиционно двумя населяющими Россию народами – бурятами и калмыками. Представлений о ереси, ортодоксии и сектах в буддизме нет; представители разных исторических изводов единой буддийской традиции при минимуме буддийского образования признают себя принадлежащими единой религии. Так, в Санкт-Петербургском буддийском храме (Дацан Гунзэчойнэй) свободно проповедуют приезжающие буддийские учителя самых разных школ и направлений (вьетнамцы, тибетцы, англичане). Единой церковной организации в буддизме также нет. Поэтому для компетентного суждения образованных буддистов совершенно ясно, что “Учение Истины АУМ” проповедует известную и традиционную для некоторых российских народов религию, а не некое небывалое новшество...

А.Б.Парибок, канд. фил. наук, ст. н. с.

СПб филиала Института Востоковедения РАН

24.11.94

Источник АУМ Синрикё

Комментариев нет

Отправить комментарий